Огонёк свечи пасхальной

Пасха — это не просто праздник. Это — суть христианства. Пасхальные события — основа христианской проповеди. Пасха — праздник праздников, самый главный православный праздник. В этот день душа словно переполняется светлой радостью, этому оказывает содействие и природа, которая сбросила оковы зимнего сна и в единой гармонии с Вселенской радостью встречает воскресшего Христа.

В конце 20 века вернулись в нашу жизнь забытые дедовские обычаи. Восстанавливались порушенные храмы, возрождалась духовная жизнь народа. В это время проходили первые выставки пасхальных яиц в России и за рубежом. Так, в 1990 году в Италии была впервые показана коллекция русских фарфоровых пасхальных яиц из фондов Государственного Исторического музея. В Америке  организована выставка яиц, сделанных фирмой Фаберже по заказу русской императорской семьи; такая же выставка прошла в Москве.

В древности считалось, что яйцо символизирует  весеннее солнце, обновляющуюся  жизнь, радость, тепло, свет. Было принято дарить яйца родным, добрым друзьям, благодетелям в первый день новолетия, в дни рождения близких, в дни аграрных праздников. В подарок подносили, в зависимости от достатка, и окрашенные  яйца, и золоченые, и расписанные особым рисунком.

Пасхальные яйца — символ Светлого праздника. Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными: куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными,  подносились и крашеные деревянные, и костяные, и резные из поделочных и драгоценных камней,  и фарфоровые, и стеклянные.

В 1664 году травщик — художник по растительному орнаменту Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов был вызван в Москву расписывать яйца. Царский иконописец армянин  Богдан Салтанов в 1675 году поднес Алексею Михайловичу к Пасхе подарок  «три блюда — на одном из них пять яиц гусиных травчатых золоченых, на другом — семь яиц утячьих, писанных разными красками по золоту, на третьем — семь курячьих золоченых сильно; а ещё ящик за слюдою, а в нём сорок яиц курячьих, писанных по золоту разными красками».  В 1690 года ученик Симона Ушакова иконописец Василий Кузьмин и жалованный царский иконописец Никифор Бавыкин расписали «разными цветными красками» деревянные точеные яйца.

В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают широкое распространение среди различных слоев российского населения. К этому времени достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские «писанки» и «крашенки». Последние выполнялась растительными и минеральными красками. С помощью соломинок, «косток» наносился рисунок из воска на скорлупу яйца, затем яйцо окрашивалось, закрывая всю поверхность кроме восковых линий, и так делалось многократно: рисунок воском по определенному цвету — и опять «купание» в краске. В итоге получался многоцветный рисунок. Для закрепления краски хозяйки смазывали скорлупку льняным или другим растительным маслом. Такие пасхальные подарки изготавливались как по вареному яйцу, так и по сырому.  Сырое яйцо могли впоследствии «выдуть», оставив  легкую расписную нарядную скорлупку, е украшали ленточками, делали из ниток подвеску  и развешивали на ветках вербы, на божнице в красном углу.

Традиция выполнения «писанок» особенно была развита на Украине. Они напоминают о времени, когда русские, украинцы, белорусы были единым народом, с единым общеславянским корнем.

В Творческой мастерской «Белый цветок» в Центральной Городской библиотеке ежегодно собираются любители народного творчества. В Пасхальные дни посетители расписывали пасхальные яйца, применяя древнюю технику выполнения «писанок».

23 апреля библиотекарь Анна Викторовна Спарышкина провела мастер-класс для всех желающих по росписи пасхальных яиц. Мероприятие сопровождалось увлекательным рассказом о таинствах росписи  на Руси.

А 24 апреля в мастер-классе приняли участие ученики школы №8. Ребята услышали интересный рассказ о символике Пасхи, увидели образцы готовых работ мастеров росписи и своими руками расписали пасхальное яйцо.


В дополнение к мастер-классу, вниманию читателей представлена выставка с одноимённым названием.

Выставка, представленная в зале абонемента ЦГБ, содержала литературу, освещающую истоки православного праздника Пасхи, а также народные традиции, обычаи, обряды, сопровождающие этот праздник.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*