Цвет русской музыки

denemo_001Мировая классическая музыка немыслима без произведений русских композиторов. Русская композиторская школа начиналась в XIX веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

В музыкальным отделе Центральной городской детской библиотеки вниманию читателей представлена выставка «Цвет русской музыки», посвященная великим русским композиторам.

На выставке представлены книги о лучших русских композиторах XIX века и нотные издания их произведений.

СПИСОК МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА ВЫСТАВКЕ

5094

 Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857) 

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой»

— М.И.Глинка

глинка

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.
Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировоззрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836г.), которая была восторженно встречена всеми. Впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский писал об опере Глинки, что это «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки»
Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась в тяжелых жизненных условиях композитора. В силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

«Вся русская симфоническая школа, подобно тому, как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская»

— П.И.Чайковский о М.И.Глинке

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, но несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию. Возможно, если бы он не стал композитором, то стал бы знаменитым  путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

М.И.Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

 

5094

Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833—1887)

Александр Порфирьевич БОРОДИНАлександр Порфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме того,  был еще и учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием.
Родился в Санкт-Петербурге. С  детства все окружающие отмечали его необычайную активность и способности в различных областях, в первую очередь в музыке и химии. А.П.Бородин был  композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов. На формирование А.П. Бородина оказало влияние творчество М.И. Глинки (как впрочем, на всех русских композиторов 19-го века). А импульсом к серьезным занятиям композицией в начале 1860-х стали  два события — во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как «Могучая кучка». В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он становится одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.
Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера «Князь Игорь» (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке, и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В «Князе Игоре», на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора — мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила народа, проявляющаяся при защите родины. Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое, и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

«Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой»

В.В.Стасов о А.П.Бородине

Интересный факт: именем Бородина названа химическая реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды, которую он первым исследовал в 1861 году.

А.П.Бородин. Симфония № 2 «Богатырская».

 5094

Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)

«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной»

— М.П.Мусоргский

Модест Петрович МУСОРГСКИЙМодест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.
Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства проявил способности к музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку». Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразие неповторимых характеров  русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», представляющих колоритные и изобретательные миниатюры.
В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года. Он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.

«Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский»

Н.К.Рерих о М.П.Мусоргском

Интересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову.

5094

Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)

«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать»

— П.И.Чайковский

. Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)

Пётр Ильич Чайковский,  великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.

«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве»

— П.И.Чайковский

Уроженец Вятской губернии, Чайковский с детства проявлял музыкальные способности, однако его первое образование и работа относились к области  правоведения. Чайковский — один из первых русских композиторов-«профессионалов» — теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали «западным» композитором, в противопоставление  народным деятелям «Могучей кучки», с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения.Однако его творчество не менее пронизано русским духом. Ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.

«Большой талант требует большого трудолюбия»

— П.И.Чайковский

Композитор вёл активную жизнь — был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского — сложная задача, у него много равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах — опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни.

 «Я готов  день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его»

А.П. Чехов

Интересные факты: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки.Парижская академия Изящных искусств избрала его своим членом-корреспондентом.

 П.И.Чайковский. «Славянский марш».

 

5094

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)

«Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима»

— Мстислав Ростропович о Римском-Корсакове

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВНиколай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И вновь,  благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.
Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы  (15 работ), демонстрирующие  разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он и получил прозвище «сказочник».
Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьева и Стравинского.

5094

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 — 1943) 

«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность»

— С.В.Рахманинов

рахСергей Васильевич Рахманинов — крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом «самый русский композитор», подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре.

«Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире»

— С.В.Рахманинов

Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку.

«Музыка Рахманинова — это Океан. Его волны — музыкальные — начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко, и так медленно Вас опускают… что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание»

— А. Кончаловский о С.В.Рахманинове

Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассицизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых Второй и Третий фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.

«Большие композиторы всегда и прежде всего, обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки… Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора… По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран»

— С.В.Рахманинов

В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая, не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями, происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально. Его последние сочинения — Симфония № 3 (1937) и «Симфонические танцы» (1940) стали итогом творческого пути.

«Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото — в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека»

— И.Гофман о С.В.Рахманинове

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.

С.В.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2.

noty-1 (1)

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*