Мир духовной музыки

0_95a0d_1428e340_XLВ 2014 году исполнилось 700 лет со времени рождения преподобного Сергия Радонежского.
22 октября 2014 года Музыкальный отдел Центральной городской детской библиотеки (ЦГДБ) провел вечер «Мир духовной музыки», посвященный этому событию. В мероприятии принял участие священник храма Петра и Павла Александр Ионов, который обратился к собравшимся с пастырским словом о Сергии Радонежском.
Обращением к истории русской духовной музыки мы хотели почтить память святого Сергия.

***

«Преподобный Сергий родился в селе Варницы под Ростовом в 1314 году в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. На сороковой день после рождения его окрестили Варфоломеем.
У Кирилла было три сына: Петр и Стефан быстро изучили грамоту, Варфоломей же не мог быстро научиться читать. Все печалились, не зная высшего предначертания божественного промысла. Когда он послан был отцом искать скот, то увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь чадо?» Отрок же сказал: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Святой Отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте». И ответил ему старец: «О грамоте, чадо, не скорби: с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты». С того часа он хорошо знал грамоту.
Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Варфоломей в 1337 году принял пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из 12 иноков. Духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия взять игуменство над их обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного в иеромонаха и возвел в сан игумена.
Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных со всей округи и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Людская слава не прельщала великого сподвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
Тесные узы духовной дружбы связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую Митрополию. Но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.
Русская земля в то время страдала от монголо-татарского ига. В 1380 году в помощь великому князюДмитрию Донскому Преподобный благословил двух иноков Ослябю и Пересвета и предсказал победу на Куликовом поле.
За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Ему явилась Пресвятая Богородица и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

25 сентября 1392 года в безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу. Накануне он обратился к братии со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

***

Лекцию об истории возникновения и развитии русской духовной музыки прочитала Ольга Валентиновна Пенькова, заведующая детскими библиотеками ЦБС г. Лыткарино. Ольга Валентиновна является также регентом Андроникова монастыря, где до сих пор поют старинным знаменным распевом.

«…Знаменный распев – исконная форма русского богослужебного пения, высшее проявление церковного певческого творчества.
В 988 году Русь приняла от Византийской Церкви Православие, а вместе с ним и богослужение. Канон византийского богослужебного пения полностью сложился к концу X века. Его формы в виде осмогласных напевов в невменном (крюковом, графическом) изложении в богослужебных нотных книгах, а также способы и виды церковного пения были перенесены из Византии. После этого произошла адаптация византийского пения на русской почве.
Текст богослужения перевели Кирилл и Мефодий, а мелодию постепенно перевела православная Русь. Перевод этот продолжался несколько столетий, так как это был новый самобытный «богослужебно-музыкальный» язык – знаменный распев…».

Лекция была прослушана с должным вниманием, так как в ней был поднят огромный пласт русской культуры, совершенно неизвестный большинству слушателей. Тем более что новый материал был проиллюстрирован аудио- и видеозаписями.
Вечер продолжил академический хор ДК «Мир» под управлением Георгия Михайловича Миронова и Татьяны Владимировны Вербской, а также вокальный ансамбль «Лыткарински ребята» (рук. Миронов Г.М.).
Хор и ансамбль звучали просто замечательно. Русские духовные песнопения и известные русские песни были встречены с большой теплотой, и слушатели не скупились на аплодисменты.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*