Жизнь, посвященная музыке

richter

СВЯТОСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ РИХТЕР

(1915-1997)

18 февраля 2015 года в Центральной городской детской библиотеке для учащихся Московского областного государственного колледжа технологии, экономики и предпринимательства прошел музыкальный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера, великого пианиста ХХ века. Учащиеся услышали рассказ о жизни и творчестве музыканта и прослушали отрывки из его самых известных выступлений.

Святослава Теофиловича считали самым загадочным музыкантом ушедшего века, чье искусство называли непостижимым, трансцендентным, сравнивали с «явлением природы», о ком говорили, что в его лице весь мир ХХ века получил неслыханный, неоцененный подарок.

В нем был талант от Бога. Рихтер не получил в детстве привычного музыкального образования, а потому был свободен от школьной рутины – играл сам, как слышал, как мог. Его отец, Теофил Рихтер, профессиональный музыкант, лишь дал ему азы — и этого оказалось достаточно, чтобы, попав позднее в класс знаменитого Нейгауза, он стал тем учеником, которого, по словам мастера, учить уже было нечему.

С 15 лет он работал. С 17 лет был  концертмейстером в Одесской филармонии. В 19 – концертмейстер хора и балета оперного театра. Эти должности достаточно престижные и для приличного выпускника консерватории, в то время как Святослав Рихтер по-прежнему не имел никакого музыкального образования.

В 22 года в 1937 году Святослав решил поступать в Московскую консерваторию к Генриху Нейгаузу. По воспоминаниям Нейгауза: «Должен сказать откровенно, что учить Рихтера в общепринятом смысле мне было нечему. По отношению к нему я всегда соблюдал лишь позицию советчика». В этих словах неощутим пафос, они звучат почти буднично, но в них – высшая оценка. Оценка Мастера.

В книге Д. Рабиновича. «Портреты пианистов» читаем:

«…взгляните на его пальцы, вгрызающиеся в клавиатуру, на его ноги, исступленно топчущие пол около педалей. Это не эксцессы показного эстрадного темперамента, — тут, пожалуй, уместно вспомнить слово « берсеркер», которым норманны некогда обозначали неистовство, в бою охватывающее викингов».

В Советском Союзе его концерты пользовались огромной популярностью. Настоящей сенсацией стали концерты Рихтера в Нью-Йорке и других городах Америки в 1960 году, за которыми последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными.

В своей книге Генрих Нейгауз написал «незабываемую», «упоенную, вызывающе красивую фразу» о Рихтере: «В его черепе, напоминающем куполы Браманте и Микеланджело, вся музыка, вся прекрасная музыка покоится как младенец на руках Рафаэлевской мадонны».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*